Церкви. Духовность и красота.
Церкви. Духовность и красота.
Расписные небеса Кенозерья
Интересно, какие мысли у Вас появляются, когда Вы устремляете свои взоры на расписные купола или на небо в храмах?
Уединенные места Кенозерья с задумчивыми озерами и дремучими лесами – заповедная земля, где «Бог с людьми пребывает». Поэтому издревле здесь возводились часовни в честь церковных праздников, общерусских и местных святых. Практически каждая деревня имела свою часовню, становившуюся духовным центром поселения. Часовни на Русском Севере распространены повсеместно, но нигде не наблюдается такого разнообразия в их архитектуре, назначении и использовании, как в Кенозерье. В своем архитектурном облике эти часовни хранят пропорции, композиционный строй и технологические приемы возведения часовен более древних, стоявших ранее на тех же местах.Одной из причин строительства часовен было и особое географическое расположение деревень – вдали от приходских храмов. Так, крестьянам, жившим по изрезанным берегам и на островах Кенозера, добираться до главного храма было делом нелегким, а во время замерзания или таяния озера это и вовсе становилось невозможным.
Значимым мотивом построения кенозерских часовен был обет, данный Богу в благодарность за что-либо или во избежание падежа скота, эпидемии, «хлебного недорода», пожара или другого стихийного бедствия. «Обетные» часовни наиболее почитались, строили их крестьяне индивидуально или коллективно. «Небо» - это особая конструкция потолочного перекрытия в деревянном храме, имеющая форму пологой усеченной пирамиды, радиальные грани которой возвышаются к центральному кольцу или прямоугольнику. Росписи «небес» северных церквей и часовен – яркое, хотя и локальное явление в русской монументальной живописи XVIII – XIX вв.
Конструкция «небом»—облегченный тип потолочных перекрытий, не требующий промежуточных опор даже при больших пролетах деревянных культовых сооружений. Перекрытие удерживается преимущественно на распоре балок каркаса. Происхождение перекрытия «небом» можно связать с желанием создать подобие каменного купола в интерьере деревянного храма. Не случайно И. Э. Грабарь считал «небо» похожим на сомкнутый свод. «Небо» в деревянном храме перекрывает основное помещение для молящихся, что соответствует расположению купола в каменных церквах.